Работа-любовь!

Сопровождение роженицы – работа сложная.

Трудная такая работа, мощная. Двенадцать часов в родах – бывает меньше, бывает больше… В процессе работы вырабатываешь много тепла телесного, и душевного. Гимнастика тоже приличная: каждые три минуты встать и тереть, приседать, держать… Даже ночью. Нервы бывают сдают у окружающих: «Быстрее, не получается, да что же вы»! Каждый раз – прожитая маленькая жизнь… Каждый раз едешь с родов и будто возвращаешься в обычный мир, в котором есть семья, привычная суета, машины, магазины, школы… Но не это сложно в сопровождении роженицы.

Когда-то я думала, что она сложная, потому что нужно много часов подряд делать массаж. Это же как руки устают и все болит потом… Прошло столько лет, как я работаю в родах, но ни разу я не уставала от массажа. Сложно другое – избежать резких движений и команд в родах. Выровнять ситуацию не поучениями и воздействием, а уметь передать то, что поможет роженице найти свой путь, свой собственный процесс. Этому не научишься, прочитав учебник или статью. Это то, что выносит практически любые роды в удивительное путешествие, в неизведанные раньше края – в роды, полные любви, понимания и покоя. Особый дар, особенные знания в том, чтобы сделать эту незаметную транзакцию, не подавив при этом женщину, не нарушив ее тонкий, колеблющийся баланс.

Мне представлялось, что придется защищать роженицу от злых врачей. Мои травматичные первые двое родов и многочисленные рассказы о происходящем в роддомах рисовали мне картину битвы меткими фразами, интеллектуальную рукопашную и перетягивание вектора из медицинского русла в натуральное. Я скоро поняла, что каждый из нас проходит свой путь рождения – и от меня, и от врача, и даже от мамы зависит не так много. А превращать родовое пространство клиентки в брутальные разборки двух мировоззрений – нечестно и некрасиво. Сопровождая женщину в ее родах, ты находишься одновременно в нескольких различных мирах. Кроме ее мира и мира ее рождающегося ребенка, ты еще ступаешь по миру медиков, и каждый тут имеет право на свою зону комфорта – все же люди. И все же есть оговорка – женщина вольна рожать так, как ей представляется наиболее правильным. Никто не должен портить ее праздник. Никакие причины не могут быть важнее ее безопасности и комфорта. Ведь священнее момента трудно представить. Жаль, что случаются присутствующие, которые этого не осознают. И это особое мастерство – дипломатично вывести ситуацию так, чтобы и женщина довольна была, и медики не восприняли происходящее как противостояние.

Я думала, что она сложная, потому что из всех способов помочь женщине в родах, я не смогу найти тот, который даст ей облегчение. Я мотаюсь по всевозможным конференциям, семинарам и родильным центрам, чтобы узнать еще одну подходящую мысль, овладеть еще вот таким вот приемом, поймать еще одно вдохновляющее ощущение. Но все равно – не я учу их! Каждый раз идя в роды, я точно знаю – сегодня изведаю что-то новое. Что-то незнакомое мне доселе явит эта женщина, бесценной каплей пополнив сосуд моего опыта. Не я, такая вот распрекрасная, даю им готовое верное решение. Наоборот, каждая из них показала мне какими могут быть роды, насколько уникальна каждая женщина, как можно делать и не делать – и при этом быть в прекрасных, физиологических и безопасных родах… Опытная, я уже не позволю себе опрометчивых самоуверенных фраз: «Что вы! В родах так не бывает!» «Я скажу вам, что будет дальше!». Мне давно уже очевидно – в родах может быть ВСЁ! И это тоже сложно принять.

Еще я думала, что эта работа сложная, потому что вдруг я могу не обеспечить достаточной безопасности в процессе. Думала, что есть способы и инструменты отвести беду, зажать рот судьбе. С годами я увидела, что даже наличие самой лучшей аппаратуры и специализированных бригад ничем не гарантирует успеха. Что эта возможность – такая же часть декораций жизненного пути каждого из нас, но имеющая намного меньше оправданий, чем пресловутые «роды в поле». Я четко понимаю теперь, что вопрос нашей безопасности находится не в продуманном и проплаченном подготовительном прагматизме, а в честном восприятии своего пути. В интеллигентной собранности и доверии к собственному ресурсу. А еще в построении качественной команды, которая также умеет и готова доверять как роженице, так и себе, своим умениям. В противном случае такая команда начинает действовать хаотично, но с умным, напыщенным видом. А обязательным индикатором подобного провального поведения становится обвинительный тон. В качественной команде нет места обвинительному тону! Сложно найти тех людей, которые сложатся в своих умениях, и в своем характере для роженицы, для ее успеха. И не станут ждать, пока кто-то другой грамотно и качественно выполнит поставленные задачи. Мать, ее муж, доула и акушерка, врач и санитарка – все, до одного находятся в сцепке – эмоций, стремлений, потока, энергий и опыта. Сложно быть частью команды, потому что такую идеальную ее далеко не всегда удается скомпоновать.

Когда-то я считала, что естественные роды настолько хороши, что только естественным путем можно получить весь спектр удовлетворенности и здоровья. По мере работы с разными женщинами, становится понятно, что индустриализация не прошла мимо, что бывают ситуации и люди, для которых «цивилизованный» метод работает лучше, чем «дикий и примитивный». Их далеко не так много, как оказывается на потоке, лишенном индивидуального ухода. Но они есть и тоже нуждаются в общечеловеческой потребности – поддержке, одобрении, признании. Прожить высокотехнологические роды и восстановиться после них часто бывает нелегко, но это не должно послужить поводом для очередной порции осуждения и ощущения вины. Сложно бывает отложить в сторону свою гордыню, склонить голову и принять ситуацию, принять женщину такой, как она есть. Сопровождение родов – алтарь убеждений, самолюбования и пристрастия.

Сопровождение родов – сложная работа. Однако наступает момент – и без нее ты больше не можешь жить. Она трансформирующая, испытывающая, заигрывающая, отбирающая многое очевидное, и тайком рассовывающая по карманам невидимое дорогое богатство. Она заставляет выйти на новый уровень. Она вознесет до небес и с большой любовью шмякнет о землю, где у тебя будет время и возможность рассмотреть то, на что у тебя никогда не было охоты и времени ранее. Она покажет тебе всю твою силу и немощь, намолит чудодейственными заклинаниями и в грубой форме расскажет тебе о том, кто ты не есть. Она явит в нужный момент твои притоптанные запыленные страхи и забытые комплексы, и доступно разъяснит способ их преодоления. Удивительная работа. Не поддающаяся математическому вычислению, чарующая причастностью к таинству, бесконечно глубокая и безмерно высокая. Никогда ее нельзя будет познать, никогда ей нельзя будет научиться. Сопровождение родов – кроличья нора из Страны Чудес, необъятный Космос из тысяч галактик, ладони Творца, обращенные к другим людям, но при этом направляющие тебя. Все это ты постигнешь, как только отбросишь надменность и энергичное невежество, и научиться смиренно слушать Его молчаливые указания.

Юлия Шушайло. Глава «АФПБ»